Памятка потребителю при пользовании услугами такси

Управление Роспотребнадзора по Республике Ингушетия доводит до сведения потребителей, что основными нормативно-правовыми актами, регулирующими деятельность в сфере предоставления услуг такси и правоотношения с потребителями услуг такси являются: Гражданский кодекс Российской Федерации, Закон Российской Федерации от 07.02.1992г. № 2300-1 «О защите прав потребителей», Федеральный закон от 08.11.2007 №259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта», Федеральный закон от 21.04.2011г. № 69-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", «Правила перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом», утвержденные Постановлением Правительства РФ от 14.02.2009г. № 112 (Правила №112).

Перевозка пассажиров и багажа легковыми такси осуществляется на основании публичного договора фрахтования, заключенного в устной форме. Нормы перевозки багажа, провоза ручной клади устанавливаются фрахтовщиком.

Заказ принимается с использованием любых средств связи, а также по месту нахождения исполнителя или его представителя. Не всегда исполнителем услуг такси является тот, кто принимает заказ, зачастую это бывают специалисты диспетчерских служб.

Первым делом полезно приучить себя узнавать номер, под которым ваш заказ фиксируется диспетчером в Журнале регистрации наименование исполнителя услуг. Выполнять такую процедуру, а также информировать потребителя предписывают пункты 104 и 106 Правил №112.

В этом же журнале фиксируется время подачи такси, названное пассажиром при заказе. В дальнейшем - если дело дойдет до суда или контролирующих инстанций - можно будет потребовать выписку с указанными важными данными.

На передней панели легкового такси справа от водителя размещается следующая информация:

а) полное или краткое наименование организации – перевозчика;

б) условия оплаты за пользование легковым такси (из расчета расстояния пути или времени пользования);

в) визитная карточка водителя с фотографией;

г) наименование, адрес и контактные телефоны органа, обеспечивающего контроль за осуществлением перевозок пассажиров и багажа легковым такси, Законодательством определено, что по прибытии легкового такси к месту его подачи хозяйствующий субъект, оказывающий услугу перевозки легковым такси сообщает пассажиру местонахождение, государственный регистрационный знак, марку и цвет кузова легкового такси, а также фамилию, имя и отчество водителя и фактическое время подачи легкового такси.

В салоне автомобиля, предоставляющего услуги легкового такси, должны находиться правила пользования соответствующим транспортным средством, которые предоставляются потребителю по его требованию.

В пункте 109 Правил 112 маршрут определяется фрахтователем (то есть заказчиком такси), а если маршрут не определен, то водитель такси обязан осуществить перевозку по КРАТЧАЙШЕМУ маршруту.

Оплата, согласно пункту 110 Правил это может быть либо фиксированной суммой, либо вычисленной по тарифам в зависимости от фактического расстояния или времени поездки.

Обратите внимание: в последних двух случаях такси обязательно должно быть оборудовано таксометром! Такое требование предусматривается подпунктом "д" пункта 1 части 16 Федерального закона от 21 апреля 2011 года № 69-ФЗ . Сумма оплаты определяется исключительно по показаниям таксометра.

Согласно пункту 111 Правил перевозок таксист обязан выдать кассовый чек либо квитанцию в форме бланка строгой отчетности. Форма квитанции утверждена Приложением № 5 к Правилам.

Квитанция на оплату пользования легковым такси должна включать в себя следующие обязательные реквизиты:

а) «квитанция на оплату пользования легковым такси, серия ____, номер ___________". Серия и номер печатаются типографским способом.) наименование, серия и номер квитанции на оплату пользования легковым такси;

б) наименование фрахтовщика; адрес, номер телефона и ИНН

в) число, месяц и год оформления квитанции на оплату пользования легковым такси

г) стоимость пользования легковым такси указывается цифрами и прописью в рублях и копейках. В случае если плата за пользование легковым такси осуществляется на основании тарифов за расстояние перевозки и (или) время пользования легковым такси, указываются показания таксометра, на основании которых рассчитывается стоимость пользования легковым такси. Фамилия, имя, отчество и подпись лица, уполномоченного на проведение расчетов.

Если водитель пытается увильнуть от выдачи платежного документа, стоит позвонить диспетчеру. Обычно оператор быстро решает проблему. Также имейте в виду: сама по себе невыдача пассажиру кассового чека или квитанции в форме бланка строгой отчетности является правонарушением. Статья 11.14.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусматривает за это штрафы: для водителя - в размере одной тысячи рублей, для должностных лиц - десять тысяч рублей, для юридических лиц (таксомоторных фирм) - тридцать тысяч рублей. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие региональный государственный контроль в сфере перевозок пассажиров и багажа легковым такси, рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 11.14.1 КоАП РФ.

В случае задержки такси, в соответствии со ст. 28 закона "О защите прав потребителей". Заказчик вправе потребовать от таксомоторной фирмы следующие виды компенсаций:

1) Неустойка за нарушения срока оказания услуги. Согласно пункту 5 статьи 28 закона за каждый час просрочки начисляется пеня в размере 3% стоимости услуги. При этом максимальный размер неустойки не может превысить общей стоимости услуги. Неустойка "капает" до тех пор, пока не будет предоставлена услуга (то есть пока машина не подъедет) либо — пока потребитель не откажется от заказа.

2) Полное возмещение убытков, причиненных просрочкой оказания услуги (на основании пункта 1 статьи 28). В убытки может включаться стоимость авиаперелета или железнодорожного билета, если из-за опоздания такси потребитель не успел на свой самолет или поезд; стоимость дней пребывания в отеле, туристической программы, сорвавшихся из-за невозможности своевременного прибытия; упущенную выгоду, если сорвались важные встречи и т.д.