Доклад по правоприменительной практике Управления Роспотребнадзора по Республике Ингушетия за 1 квартал 2018 года.

Доклад по правоприменительной практике Управления Роспотребнадзора по Республике Ингушетия за 1 квартал  2018 года.

 

1.Проверки и иные мероприятия по контролю,

проведенные  Управлением Роспотребнадзора по Республике Ингушетия

 в отношении субъектов предпринимательства за 1 квартал   2018 года.

 

За  1 квартал   2018 года Управлением Роспотребнадзора по Республике Ингушетия проведено 444 проверки, в том числе 81 плановых и 201 внеплановых.

Основанием для проведения внеплановых проверок в рамках реализации Федерального закона от 26.12.2008 № 294  являлись:

     - контроль исполнения предписаний об устранении выявленных нарушений –129 проверок;

     - жалобы потребителей – 3;

     -приказы (распоряжения) руководителя Роспотребнадзора, изданные в соответствии   с поручениями Президента РФ, Правительства РФ-67;

      -на основании информации о возникновении угрозы причинения вреда, а также вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера – 1 проверка.

В первом квартале   2018 года в Прокуратуру РИ было подано 1 заявление о проведении внеплановой проверки, по которому было принято положительное решения.

 2. Реализация мер административного воздействия за  1 квартал   2018 года

 За нарушения законодательства в области защиты прав потребителей и обеспечения санитарно – эпидемиологического благополучия населения должностными лицами Управления за три месяца  2018г. составлен 351 протокол об административных правонарушениях и вынесено 335 постановлений по делам об административных правонарушениях  на общую сумму 858,0 тыс.руб. и 83 материала направлено для рассмотрения в суд

  Наибольшая доля от всего количества возбужденных производств приходится на  составы административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена ст.6.3. - 53, ст.6.7. - 30,  ст. 6.4 – 26,  ст.8.2.- 32,   ч. 1 ст. 14.4 – 16,  ч. 1 ст.14.8  – 17, ч.ст. 14.43 -23, ст.19.5.ч.1. -52. По Управлению применено 33 состава административных правонарушений  из 105 КоАП РФ.

  По результатам проверок за исполнением Федерального закона  "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака" от 23.02.2013г. №15-ФЗ  за 1 квартал 2018г. составлено  5 протоколов по статьям   6.25, 6.24 и ст. 14.53 КоАП РФ за: нарушение установленного федеральным законом запрета курения табака на отдельных территориях, в помещениях и на объектах; нарушение запрета курения табака на детских площадках; несоблюдение требований к знаку о запрете курения, несоблюдение ограничений в сфере торговли табачной продукцией и табачными изделиями.

   Количество административных дел, направленных в суд с применением временного запрета  составило 10 дел. Из них 6-в отношении индивидуальных предпринимателей и 4- в отношении юридических лиц. Доля вынесенных постановлений о приостановлении деятельности по указанным делам рассмотренных в судах составила 100%. Общая сумма штрафов вынесенных  судами составила -43 тыс. руб

За 1 квартал 2018 г. составлено 12  протоколов об административных правонарушениях в отношении юридических лиц.

В целом по Управлению Роспотребнадзора по РИ удельный вес взысканных административных штрафов за 3 месяца   2018 года составил 85,0% (по количеству исполненных постановлений) и 83,0% (по сумме взысканных административных штрафов). По результатам административных расследований составлено 30 протоколов.

В суды подано 1 исковое заявление, в отношении определенного круга лиц . Заявление находится на стадии рассмотрения

 

3.Результаты судебных решений в пользу Управления Роспотребнадзора по Республике Ингушетия и его должностных лиц.

 Постановлением по административному делу № 3-352/2017г  от 26 декабря 2017 года мирового судьи судебного участка № 5 было прекращено производство по делу об административном правонарушении по ч.2 ст 15.12 КоАП РФ в отношении ИП Аушевой М.Б занимавшейся реализацией меховых изделий. Не согласившись с вышеуказанным постановлением, Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по  Республике Ингушетия была подана апелляционная жалоба в Назрановский районный суд . Назрановским судом постановление по административному делу № 3-352/2017г  от 26 декабря 2017 года мирового судьи судебного участка № 5 было отменено решением от 16 февраля  № 12-06/2018 и к Аушевой применено наказание в виде административного штрафа и   конфискации части изъятой из оборота продукции.

 

4.Типовые и массовые нарушения обязательных требований с возможными

мероприятиями по их устранению

 

№ п/п

Нарушения обязательных требований

Возможные мероприятия по

устранению нарушений обязательных требований

1

 Помещение магазина не оборудовано централизованными системами водоснабжения и канализования, что является нарушением  п.3.1 СП 2.3.6.1066-01 "Санитарно-эпидемиологические  требования к организациям торговли  и обороту  в них продовольственного сырья  и пищевых продуктов"

 Оборудовать помещение магазина в соответствии с СП 2.3.6.1066-01 "Санитарно-эпидемиологические  требования к организациям торговли  и обороту  в них продовольственного сырья  и пищевых продуктов"

2

Производственные помещения кафе используются не по назначению: ввиду отсутствия овощного цеха первичная обработка овощей (в том числе мытье картофеля и других корнеплодов) производится в моечной кухонной посуды и инвентаря;

нарушен режим мытья кухонной посуды и столовой посуды, приборов, так как в моечной кухонной посуды функционирует 1 моечная ванна из 2-х,

разделочный инвентарь (доски, ножи), используемый в производственных целях, не имеет маркировки в соответствии с обрабатываемым на них продуктом;

уборочный инвентарь не имеет маркировки в соответствии с назначением,

 что является нарушением  пп. 5.13 п.5; п.п.6.5,  6.11, 6.14, 6.16 п.6  СП 2.3.6.1079-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья»

Оборудование производственных помещений кафе в соответствии с СП 2.3.6.1079-01 «Санитарно-эпидемио-логические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья»

Маркировка разделочного инвентаря

3

В пищеблоке школы в меню отсутствует информация для потребителей об основных ингредиентах, входящих в состав блюд, о пищевой ценности блюд, что является нарушением ст.ст. 8, 10 Закона РФ «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 г. № 2300-1 и п.п. 12, 17 Правил оказания услуг общественного питания, утвержденных постановлением Правительства РФ от 15.08.1997 г. № 1036.

Указание в меню информации для потребителей об основных ингредиентах, входящих в состав блюд по меню, сведений об их пищевой ценности 

4

В кафе в документах, подтверждающих заключение договора об оказании услуги общественного питания (товарный чек) отсутствует информация о наименовании исполнителя, фамилии, имени и отчестве потребителя, виде услуги, условиях оплаты, дате приема заказа, условиях выполнения услуги, ответственности сторон, должности лица, ответственного за прием и оформление заказа, подпись лица, принявшего заказ, что является нарушением ст.ст.8,10 Закона РФ «О защите прав потребителей» №2300-1 от 07.02.1992г.. п.п. 12. 13 Правил оказания услуг общественного питания, утвержденного постановлением Правительства РФ от 15.08.1997г
№ 1036.

Представление в документах, подтверждающих заключение договоров об оказании услуг общественного питания информации о наименовании исполнителя, фамилии, имени и отчестве потребителя, виде услуги, условиях оплаты, дате приема заказа, условиях выполнения услуги, ответственности сторон, должности лица, ответственного за прием и оформление заказа, подпись лица, принявшего заказ.

5

ИП не довел до сведения потребителей информацию о государственной регистрации ин­дивидуального предпринимателя и наименовании зарегистрировавшего его органа, что является нарушением ст.ст.8, 9 Закона РФ «О защите прав потребителей» №2300-1 от 07.02.1992г.. п. 10 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных постановлением Правительства РФ от 19.01,1998г  № 55.

Доводить до сведения потребителей информацию о государственной регистрации ин­дивидуального предпринимателя и наименовании зарегистрировавшего его органа

6

ИП осуществляла реализацию скоропортящихся пищевых продуктов на открытой площадке при входе на территорию рынка без предоставления торгового места, что является нарушением п.п.1,4,5,10 ч.1 ст.14, ч.9 ст.15 Федерального закона от 30.12.2006г. № 271-ФЗ «О розничных рынках и о внесении изменений и трудовой кодекс РФ».

Осуществлять торговлю в строго отведённых местах

7

На предприятии торговли осуществлялась реализация товаров с отсутствием марки­ровки на потребительской и транспортной таре с полной и достоверной информацией о товаре (наименование, вес (объем), дата изготовления, срок годности, условия хранения, пищевая цен­ность, обозначение документа в соответствии с которым изготовлен и может быть идентифициро­ван продукт, о наименовании изготовителя и его местонахождении, что является нарушением п.1. ч.4.1.ст.4 Технического регламента Таможенного союза TP ТС 022/2011 "Пищевая продукция в части ее маркировки", утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011 г. N 881, п.2. ст.3 Федерального закона «О качестве и безопасности пищевых продуктов» от 02.01.2000г №29-ФЗ. ст. 10 Закона РФ «О защите прав потребителей» от 07.02.1998г №2300-1; п.11 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных постановлением Правительства РФ от 19.01,1998г  № 55.

Размещать информацию на потребительской таре в соответствии с требованиями нормативных документов

 

5.Разъяснения новых требований нормативных правовых актов

 Начиная с 1 января 2018 года плановые проверки в отношении отдельных субъектов проводятся с использованием чек-листов, которые позволяют унифицировать требования нормативных документов, посредством включения в листы информации о виде контроля, категории риска, классах опасности при проверке и т.д. С 2017 года значительно изменились правила проведения проверок надзорными и контролирующими органами. Соответствующие поправки в Закон о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля внесены Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 277-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" и Федеральный закон "О стратегическом планировании в Российской Федерации"

Приказом Министерства экономического развития РФ от 30 сентября 2016 г. N 620  внесены изменения в приказ Министерства экономического развития Российской Федерации от 30 апреля 2009 г. N 141 "О реализации положений Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", а именно в приложение №1  «распоряжение о проведении проверки».  Приказ вступил в силу с 1 января 2017 года.

В Распоряжении или приказе руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора) необходимо указывать:

- вида государственного надзора,

- реестровые номера функций федеральной государственной информационной системы  «Федеральный реестр государственных и муниципальных услуг»,

 - при внеплановой проверке указание реквизитов мотивированного представления,

- правовые основания (предусмотренные Федеральным законом "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" от 26.12.2008г. № 294-ФЗ) указываются раздельно от обязательных требований (Правил продажи, санитарных правил, технических регламентов и др. актов),

- сведения о выявленных в ходе проведения  мероприятия  по  контролю  без    взаимодействия    с    юридическими    лицами,    индивидуальными предпринимателями индикаторах риска нарушения обязательных требований (добытые по результатам социально гигиенического мониторинга, наблюдения за соблюдением обязательных требований при размещении информации в сети "Интернет" и средствах массовой информации),

- перечень положений об  осуществлении вида государственного  контроля  (надзора),   административных   регламентов по  осуществлению   государственного   контроля   (надзора) и иные сведения если это предусмотрено типовой формой распоряжения руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора) (согласно п.10 ст. 10  Федерального закона от 26.12.2008г. № 294-ФЗ). В основном все изменения в распоряжении предусмотрены формой распоряжения утверждённой приказом Минэкономразвития от 30.09.2016г. №620).

Статьёй 8.2 Федерального закона от 26.12.2008г №294-ФЗ при условии, что иное не установлено федеральным законом, при наличии у органа государственного контроля (надзора), сведений о готовящихся нарушениях или о признаках нарушений обязательных требований, полученных в ходе реализации мероприятий по контролю, осуществляемых без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, либо содержащихся в поступивших обращениях и заявлениях (за исключением обращений и заявлений, авторство которых не подтверждено), информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации в случаях, если отсутствуют подтвержденные данные о том, что нарушение обязательных требований, причинило вред жизни, здоровью граждан, и если юридическое лицо, индивидуальный предприниматель ранее не привлекались к ответственности за нарушение соответствующих требований, орган государственного контроля (надзора), объявляет юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований и предлагают юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, и уведомить об этом в установленный в таком предостережении срок орган государственного контроля (надзора).

Новый документ – предостережение, форма которого до специалистов всех отделов доведена.

Постановлением Правительства РФ от 10 февраля 2017 г. N 166 утверждены Правила составления и направления предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований, подачи юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем возражений на такое предостережение и их рассмотрения, уведомления об исполнении такого предостережения.

В предостережении указываются:

а) наименование органа государственного контроля (надзора), который направляет предостережение;

б) дата и номер предостережения;

в) наименование юридического лица, фамилия, имя, отчество (при наличии) индивидуального предпринимателя;

г) указание на обязательные требования, нормативные правовые акты, включая их структурные единицы, предусматривающие указанные требования (здесь необходимо указывать абзац пункта обязательных требований который нарушен);

д) информация о том, какие действия (бездействие) юридического лица, индивидуального предпринимателя приводят или могут привести к нарушению обязательных требований;

 е) предложение юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований;

ж) предложение юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю направить уведомление об исполнении предостережения в орган государственного контроля (надзора);

з) срок (не менее 60 дней со дня направления предостережения) для направления юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем уведомления об исполнении предостережения;

и) контактные данные органа государственного контроля включая почтовый адрес и адрес электронной почты, а также иные возможные способы подачи возражений, уведомления об исполнении предостережения.

 Предостережение не может содержать требования о предоставлении юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем сведений и документов.

Предостережение направляется в бумажном виде заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении либо иным доступным для юридического лица, индивидуального предпринимателя способом, включая направление в виде электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью лица, принявшего решение о направлении предостережения с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", в том числе по адресу электронной почты юридического лица, индивидуального предпринимателя, указанному соответственно в Едином государственном реестре юридических лиц, Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей либо размещенному на официальном сайте юридического лица, индивидуального предпринимателя в составе информации, размещение которой является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо посредством федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг".

Форма предостережения разработана с учётом требований постановления Правительства РФ от 10 февраля 2017 г. N 166, внедрена в Управлении и доведена до специалистов всех отделов.

  По результатам рассмотрения предостережения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем могут быть поданы в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля, направивший предостережение, возражения.

Правилами предусмотрено, что должно содержать данное возражение.

В возражениях указываются:

а) наименование юридического лица, фамилия, имя, отчество (при наличии) индивидуального предпринимателя;

б) идентификационный номер налогоплательщика - юридического лица, индивидуального предпринимателя;

в) дата и номер предостережения, направленного в адрес юридического лица, индивидуального предпринимателя;

г) обоснование позиции в отношении указанных в предостережении действий (бездействия) юридического лица, индивидуального предпринимателя, которые приводят или могут привести к нарушению обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами.

В случае отсутствия одного из реквизитов в возражении, об этом указывается в ответе на возражение органом государственного контроля в связи с неполнотой представленных сведений применяется ст. 19.7 КоАП  РФ.

 Возражения направляются юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в бумажном виде почтовым отправлением в орган государственного контроля (надзора), либо в виде электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью(условие по подписи обязательно) индивидуального предпринимателя, лица, уполномоченного действовать от имени юридического лица, на указанный в предостережении адрес электронной почты органа государственного контроля (надзора), либо иными указанными в предостережении способами.

 Орган государственного контроля (надзора), рассматривает возражения, по итогам рассмотрения направляет юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю в течение 20 рабочих дней со дня получения возражений ответ (регистрация возражений обязательна).

 Результаты рассмотрения возражений используются органом государственного контроля (надзора), для целей организации и проведения мероприятий по профилактике нарушения обязательных требований (информирование юр. лиц и ИП, граждан по вопросам соблюдения обязательных требований, разработка руководств, комментариев к нормативным актам, рекомендации в средствах массовой информации, обобщение практики применения и размещения в сети «интернет» и т.д.), совершенствования применения риск-ориентированного подхода при организации государственного контроля (надзора).

 При отсутствии возражений юридическое лицо, индивидуальный предприниматель в указанный в предостережении срок направляет в орган государственного контроля (надзора) уведомление об исполнении предостережения.

12. В уведомлении об исполнении предостережения указываются:

а) наименование юридического лица, фамилия, имя, отчество (при наличии) индивидуального предпринимателя;

б) идентификационный номер налогоплательщика - юридического лица, индивидуального предпринимателя;

в) дата и номер предостережения, направленного в адрес юридического лица, индивидуального предпринимателя;

г) сведения о принятых по результатам рассмотрения предостережения мерах по обеспечению соблюдения обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами.

В случае отсутствия одного из реквизитов в уведомлении извещается юр. лицо или ИП, гражданин и в связи с неполнотой представленных сведений применяется ст. 19.7 КоАП РФ  РФ.

 Уведомление направляется юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в бумажном виде почтовым отправлением в орган государственного контроля (надзора), либо в виде электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью (условие обязательно) индивидуального предпринимателя, лица, уполномоченного действовать от имени юридического лица, на указанный в предостережении адрес электронной почты органа государственного контроля (надзора), либо иными указанными в предостережении способами.

  Статья 12 «выездная проверка» дополнена частью 7 следующего содержания:

- В случае, если проведение плановой или внеплановой выездной проверки оказалось невозможным в связи с отсутствием индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя, руководителя или иного должностного лица юридического лица, либо в связи с фактическим неосуществлением деятельности юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, либо в связи с иными действиями (бездействием) индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя, руководителя или иного должностного лица юридического лица, повлекшими невозможность проведения проверки, должностное лицо органа государственного контроля (надзора), составляет акт «о невозможности проведения соответствующей проверки» с указанием причин невозможности ее проведения.

- В течении трех месяцев со дня составления акта «о невозможности проведения соответствующей проверки» орган государственного контроля вправе принять решение о проведении в отношении таких юридического лица, индивидуального предпринимателя плановой или внеплановой выездной проверки без внесения плановой проверки в ежегодный план плановых проверок и без предварительного уведомления юридического лица, индивидуального предпринимателя. Таким образом, необходимо издать новое распоряжение, так как сроки проведения проверки по предыдущему распоряжению закончатся и проверка будет уже прекращена. Если ИП и юрид.лицо вновь не будет на объектах  порядок дальнейших действий не предусмотрен, как не предусмотрен данный порядок и для документарной проверки (плановой или внеплановой).

 

Форма акта «о невозможности проведения соответствующей проверки» разработана, утверждена  и внедрена в Управлении и доведена до специалистов всех отделов.

В соответствие с частью 3.4 статьи 10 Федерального закона от 26.12.2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» по решению руководителя, зам. руководителя органа государственного. контроля, предварительная проверка, внеплановая проверка прекращаются, если после начала соответствующей проверки выявлена анонимностьобращения или заявления, явившихся поводом для ее организации, либо установлены заведомо недостоверные сведения, содержащиеся в обращении или заявлении.

Форма решения разработана, утверждена и внедрена в Управлении и доведена до специалистов всех отделов.

Вступили в силу положения Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", предусматривающие возможность использования при проведении плановой проверки контрольным (надзорным) органом проверочных листов (списков контрольных вопросов).

Такие проверочные листы применяются в случаях, предусмотренных положением о соответствующем виде федерального государственного контроля (надзора) или порядком организации и проведения отдельных видов государственного контроля (надзора) и муниципального контроля. Проверочные листы разрабатываются и утверждаются органом государственного контроля (надзора), в соответствии с общими требованиями, определяемыми Правительством РФ. Постановлением Правительства РФ от 13 февраля 2017 г. N 177 утверждены общие требования к разработке и утверждению проверочных листов (списков контрольных вопросов).

В соответствии с общими требованиями форма проверочного листа должна содержать, в частности:

- указание вида государственного контроля (надзора), вида муниципального контроля, вида (видов) деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, производственных объектов, их типов и (или) отдельных характеристик, категорий риска, классов (категорий) опасности, позволяющих однозначно идентифицировать сферу применения формы проверочного листа;

- указание на ограничение предмета плановой проверки обязательными требованиями, изложенными в форме проверочного листа, если это предусмотрено положением о виде федерального государственного контроля (надзора), порядком организации и проведения вида регионального государственного контроля (надзора) или вида муниципального контроля;

- перечень вопросов, отражающих содержание обязательных требований, ответы на которые однозначно свидетельствуют о соблюдении или несоблюдении юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем требований, составляющих предмет проверки;

- соотнесенные с перечнем вопросов реквизиты нормативных правовых актов, с указанием их структурных единиц, которыми установлены обязательные требования.

Положением о виде федерального государственного контроля (надзора), порядком организации и проведения вида регионального государственного контроля (надзора) или вида муниципального контроля может быть предусмотрена возможность оформления проверочных листов в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью.

Утвержденные формы проверочных листов подлежат опубликованию на официальном сайте соответствующего контрольного (надзорного) органа.

Формы проверочных листов могут быть использованы для разработки и размещения в сети "Интернет" интерактивных сервисов для проведения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями самопроверки соблюдения обязательных требований.

 

Категория документа: